Версия для слабовидящих
Образовательные стандарты - МКДОУ «Детский сад №1 общеразвивающего вида»
17 октября 2013 года приказом Минобрнауки России №1155 был утверждён федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

Говоря о структуре стандарта, в целом разработчики придерживались той структуры, которая есть в любом стандарте: как в школьном стандарте, стандарте для ВУЗов, так и дошкольном. Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
1) структуре Программы и её объему;
2) условиям реализации Программы;
3) результатам освоения Программы.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. В стандарте дошкольного образования требования к условиям занимают главенствующую, самую важную позицию. Не требования к результату, а именно требования к условиям.

Начнём с требований к структуре. Разработчики предлагают пять образовательных областей:
  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
Причем, хочу обратить ваше внимание, называются они образовательными областями, а записаны как направления развития.

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Прошу обратить внимание – объём обязательной части программы составляет не менее 60%; часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 40% (в ФГТ 80% к 20%).

40% - эта та часть, которую формируют участники образовательных отношений (педагоги, психологи). У нас в детских садах накоплен огромный опыт. Многие педагоги являются лауреатами разнообразных конкурсов. Необходимо, чтобы эти разработки не пропали, а легли в основу программ, которую будут писать образовательные организации. Не более 40, но может быть и 30, может быть и 20, может быть и 10. А в некоторых организациях может быть достаточно и 2%, а остальные 98% возьмут из примерной программы. И этого никто им не запрещает делать.

Важно понимать, что представляют собой требования к условиям. Требования к условиям - важный раздел к структуре стандарта. В нем 5 частей: требования к психолого-педагогическим условиям, к предметно-пространственной среде (причем она должна быть развивающей), кадровым, материально-техническим и финансовым условиям.

Мне бы хотелось остановиться буквально на двух моментах: это требования к кадровым условиям и требования к психолого­педагогическим условиям. Безусловно, разработчики стандарта предполагают, что сейчас стать воспитателем в детском саду может только профессионально подготовленный человек. Случайных людей в детском саду больше не будет. Будут только профессионалы, то есть те, у кого есть специальное образование: либо среднее специальное, либо уровень высшего образования.

Говоря о психолого­педагогических условиях, следует также остановиться не только на том, что необходимо насытить дошкольные организации методическими рекомендациями и методическими пособиями, но также обязательно нужно подумать об оснащении предметно­практической развивающей среды. Это очень важный вопрос, потому что именно сейчас актуален вопрос соответствия того наполнения среды и программы, по которой идёт детский сад.
Требования к результатам, определены как целевые ориентиры, и в стандарте мы увидим две группы требований, две группы целевых ориентиров. С одной стороны, это целевые ориентиры образования в раннем возрасте; с другой – это целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования.

И хотелось бы остановиться непосредственно на проблемах внедрения ФГОС ДО. Первое – это отсутствие на сегодняшний день реестра примерных образовательных программ. Как же переходить на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, если пока нет примерных программ? В Законе об образовании таким образом прописали статью 12, что  брать и учитывать примерную программу можно только из федерального реестра.  Необходимы так же и методические рекомендации: одни методические рекомендации – для образовательных учреждений по разработке основной образовательной программы, а для управленцев – методические рекомендации по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования. Эти методические рекомендации будет разрабатывать Федеральный институт развития образования.

Кадровое обеспечение. Это достаточно серьёзный вопрос. Он заключается в следующем. Сейчас, согласно исследованиям Института психолого­педагогических проблем детства выявлено, что практически во всех регионах, за исключением Москвы, средний возраст кадрового состава воспитателей 50 лет. И в этом серьезная проблема. Через несколько лет может наблюдаться одномоментный уход педагогов дошкольного образования на пенсию, и система дошкольного образования попадет в глубокую кадровую яму. У нас очень мало 30-35 летних воспитателей, которые придут на смену педагогам предпенсионного и пенсионного возраста.

Далее хотелось бы сказать также о проблеме повышения квалификации. Сейчас педагоги должны проходить курсы повышения 1 раз в три года (было 1 раз в пять лет), и поэтому попасть на обучение стало гораздо сложнее. ИПКиППРО г.Тулы разрабатывает программы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС дошкольного образования. Но все ли желающие смогут пройти обучение, если спрос значительно превышает предложение.

Стоит также остановиться на том, что необходимо будет насытить дошкольную организацию методическими рекомендациями, методическими пособиями, т.е. всем методическим шлейфом, который пойдет после введения ФГОС. 

Реализация ФГОС дошкольного образования будет невозможна без координации усилий всех уровней управления, которые, в конечном итоге, направлены на то, чтобы в каждом конкретном детском саду стандарт заработал. Для этого определены критерии готовности образовательных учреждений к введению ФГОС дошкольного образования.

Итак, образовательные учреждения готовы к введению ФГОС дошкольного образования, если:
1. Разработана и утверждена основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Нормативная база образовательной организации приведена в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования.
3. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования должностные инструкции работников образовательной организации.
4. Определён перечень учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
5. Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательной организации, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования. При необходимости заключено дополнительное соглашение к трудовому договору с педагогическими работниками.
6. Определена модель организации образовательной деятельности. В том числе возможно взаимодействие с организациями дополнительного образования для детей, иными социальными партнёрами, обеспечивающими реализацию образовательной программы.
7. Разработан план методической работы.
8. Осуществлено повышение квалификации всех педагогических и руководящих работников образовательной организации.
9. Обеспечены кадровые, финансовые, материально­технические и иные условия реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Предстоит большая работа. Сейчас только начало пути. 

Документы, необходимые для постановки ребёнка на электронную чередь в МБДОУ:

  1. заявление о постановке на учёт в ДОУ установленного образца;
  2. документы, удостоверяющие личность одного из родителей (законных представителей);
  3. свидетельство о рождении ребёнка;
  4. документы, подтверждающие преимущественное право при зачислении ребёнка в ДОУ
  5. адрес проживания
Подать заявление

Документы, необходимые для зачисления ребёнка в МБДОУ:

  • заявление о зачислении ребёнка в ДОУ установленного образца;
  • медицинское заключение;
  • документы, удостоверяющие личность одного из родителей (законных представителей).

+ Документы, необходимые для рассмотрения вопроса предоставления льгот по родительской плате

+ Документы, необходимые для оформления компенсации части родительской платы:

Телефон “Горячей линии”
для потенциальных родителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

8(4872)32-80-71
Режим работы: пн, ср, пт 10.00 - 13.00
вт, чт 15.00 - 18.00